logotip Архитектурное бюро СГА
услуги о нас проекты дизайн ландшафтная
архитектура
визуализация клиенты артефакты статьи кенозеро лица ссылки
english

Г.А. Соболев

Солнце и звезды в архитектуре Кенозера

( часть 2)

В предыдущем докладе говорилось о совпадениях положения часовень в деревнях Зехнова и Семенова с движением солнца и звезд.

Настоящий доклад расширяет понимание найденных совпадений

Христианство, приходя на смену язычеству, не могло оставить без внимания структуру окружающего мира, являвшегося для язычества источником культов. Солнце, Луна, звезды – это то, что присутствовало всегда в жизни человечества и вдохновляло его на создание мифов и легенд.

По появлению Вифлеемской звезды волхвы узнали о рождении Христа, звезда Полынь предвещает конец мира в Апокалипсисе Иоанна. В Афонской книге образцов 15 века символы знаков зодиака предшествуют изображениям святых каждого месяца. Толкование положения звезд и планет сохраняло свой смысл и использовалось для предсказаний в христианской Руси. В статье Турилова и Чернецова «К изучению «отреченных» книг» описывается «Книга Рафли» Ивана Рыкова 16 века. В этой книге приводятся способы предсказания по звездам и планетам. В этой же статье приводится ссылка на записки Джерома Горсея о России, в которых говорится о лапландских волхвах, привезенных в Москву перед кончиной Ивана Грозного для предсказания ему по звездам.

Можно предположить, что предсказание по звездам было распространено по всей территории угоро-финского заселения, к которой относится и Кенозеро. С приходом христианства возможно произошла замена языческих представлений и астрономической символики на библейскую. Кроме того, необходимость определять время и направление по звездам должна была способствовать сохранению используемых доминант на звездном небе в христианской среде.

Часовня в Семеновой дает возможность толкования смыслов некоторых созвездий. Трудно доказать реальность существования такой символики в момент строительства часовни, но зафиксированные совпадения дают возможность толковать их на современном уровне.

Часовня посвящена святым Флору и Лавру, покровителям лощадей и других домашних животных. А.С.Третякова жительница Семеновой вспоминала, что еще в советское время к часовне приводили святить лошадей «на Хрола». Рядом с часовней был источник в котором поили лошадей. Как было показано в предыдущем докладе, часовня фиксирует осеннее и весеннее равноденствие. Осеннее совпадает с Рождеством Богородицы, весеннее – с языческим праздником тетерки и славянским новым годом; по весеннему равноденствию вычисляют Пасху. Связь часовни с культом Богородицы подтверждается и тем, что весь верхний ряд иконостаса состоит из икон Богородицы, за исключением двух икон –Христа и св.Николая. Ось часовни запад-восток отклонена к югу на 20 минут, что легко определить в равноденствие. На период с начала августа по равноденствие приходится несколько Богородичных праздников

10 августа Смоленской иконы Богородицы Одигитрия (по преданию написанной ап. Лукой)

21 августа Толгской иконы Богородицы

28 августа Успение Богородицы/София (часто отождествляется с Богородицей)

13 сентября Положение честного пояса Богородицы

17 сентября Иконы Неопалимая Купина

21 сентября Рождество Богородицы/София

Празднование памяти св. Флора и Лавра приходится на 31 августа.

10 августа в праздник иконы Богоматери Одигитрии (что означает путеводительница) ось часовни в Семеновой точно совпадает с направлением линии образуемой двумя яркими звездами Вега и Денеб. Можно предположить, что при строительстве часовни первый венец был заложен в этот день и сориентирован по звездам. К Рождеству Богородицы часовня возможно была покрыта кровлей с учетом положения солнца. Срок строительства в сорок дней представляется вполне реальным для часовни такого размера. Этим летом удалось зафиксировать, что в день Ильи Пророка, который считался серединой лета, линия, проведенная через конек и крест часовни, указывает точно на солнце в шесть вечера (см.фото). Эта же линия в полночь 21 сентября (Рождество Богородицы) указывает на альфу созвездия Короны. Здесь стоит вспомнить эпитет Царицы Небесной, которым величали Богородицу.

В треугольник ярких звезд Вега-Денеб-Альтаир входят созвездия Лебедя (представляющее собой крест) и Орла (содержащее крест и ромб). В праздник Иоанна Богослова 9 октября созвездие Орла (символ Иоанна) оказывается точно на западе в полночь.

На иконе Богоматери Одигитрия на мафории Богородицы всегда изображаются три звезды, и если совместить их с положением звезд в треугольнике Вега-Денеб-Альтаир, то окажется, что младенец Христос показывает рукой в крестном знамении как раз в направлении креста Созвездия Лебедя. Случайно ли это совпадение? Одна из главных икон в Семеновской часовне – это Тихвинская икона Богоматери, являющаяся версией иконы Одигитрия.

На иконе Успение Богоматери линия образуемая двумя звездами на мафории Богородицы практически на всех версиях иконы указывают на Христа, изображаемого в центре иконы в славе. В праздник Успения Богоматери линия Денеб-Вега, соответствующая линии на иконе, в полночь указывает точно на Запад.

На иконах Распятия рядом с распятым Христом изображают Богородицу и Иоанна Богослова. После смерти Христа Богородица жила и умерла в доме Иоанна. И на звездном небе символы Христа (крест созвездия Лебедя), Богородицы (Вега-Денеб-Альтаир) и Иоанна Богослова (созвездие Орла) оказываются объединенными в одну группу.

На иконе «Всевидящее Око» Богородица изображается на круге из звезд. Композиция этой иконы во многом повторяется в структуре «небес» (деревянного потолка) в кенозерских часовнях. Такое «небо» сохранилось и в часовне Иоанна Богослова в Зехновой. На сегменте «неба» над алтарем изображено распятие с предстоящими, а над распятием изображены слева солнце, а справа луна. Над солнцем и луной ромб из звезд с надписью внутри «Распятие Господне»(см.фото). Этот ромб полностью соответствует созвездию Орла.

Этим летом мне удалось зафиксировать еще одно совпадение в ориентации часовни Кирика и Иулиты, единственном сохранившемся сооружении деревни Немята на Кенозере. Праздник этих святых отмечается 28 июля, к нему на Кенозере стараются закончить сенокос.

На восточном фасаде причелины кровли располагаются не в одной плоскости, как на большинстве часовен. Нижние концы причелин слегка выдвинуты вперед, и конек кровли оказывается слегка заглублен относительно нижнего края кровли (см.фото). Смысл этой геометрии становится понятным в праздник. В половину третьего часа дня солнце светит точно вдоль северного ската кровли и северная причелина восточного фасада указывает точно на солнце. Благодаря тому, что причелина слегка развернута, тень от конька падает вдоль всей причелины(см.фото) и касается ее нижнего конца. В этот же день в восемь вечера два креста часовни указывают на солнце (см.фото), что повторяет прием Семеновской часовни.

Трудно представить, какое значение имели эти совпадения для строителей часовень, для молящихся, но мне они представляются неким аналогом «божественной машины» Раймонда Лулля, в которой вращаются не круги с атрибутами бога, а небесная сфера и солнце, совершающие службу без перерыва.

logotip


офис | о нас | проекты | дизайн | ландшафтная архитектура | визуализация | клиенты | артефакты | статьи | кенозеро | лица | ссылки

e-mail: sobolev@sgarchitect.ruтел.: (495) 585 51 70факс: (495) 625 69 09

Просим поставщиков указывать точно предмет предложения и контактный телефон в теме письма,
письма с нечеткими заглавиями типа "Предложения о сотрудничестве" удаляются без прочтения.